Заявка на документальный телесериал “Подстрочник”

Эту заявку Олег Дорман написал в 1995 году, за два года до того, как посадил Лилианну Лунгину перед камерой Вадима Юсова.

“ПОДСТРОЧНИК”
Документальный телесериал.

Пятнадцать серий (1-14 по 26 минут,
заключительная серия — 43 мин).

Режиссер — Олег Дорман,
главный оператор — Вадим Юсов,
продюсеры — Феликс Дектор, Олег Дорман,
Ирина Мартынова.

Долгая жизнь Лилианны Лунгиной прошла через разные страны и удивительно глубоко и ясно выразила двадцатый век. Век, который подтвердил, что нет жизни всех, — есть жизнь одного человека. Что только один в поле и воин; что он сам и поле. Что порядочность существеннее свободы, равенства, братства. Что человек – не игрушка обстоятельств, не жертва жизни, а неиссякаемый и потому неуязвимый источник добра. Коротко говоря, именно об этом ее рассказ и наш фильм.

Лилианна Зиновьевна Лунгина — прославленная литературная переводчица, в ее переводах русские читатели узнали “Малыша и Карлсона”, “Пеппи”, романы Гамсуна, Стриндберга, Фриша, Сименона, Бёлля и Виана.

Несколько лет назад во Франции вышла книга воспоминаний Лилианны Лунгиной “Les saisons de Moscou”, “Московские сезоны”: она стала бестселлером и была названа французами лучшей документальной книгой года. Однако выпускать свою книгу в России Лунгина решительно не захотела.
Она считала что для соотечественников следует написать ее иначе: заново с первой до последней строки. Со своими, объясняла она, можно и нужно говорить о том, чего не поймут посторонние. И однажды согласилась предпринять этот труд перед нашей телекамерой. Думаем, книга стала просто черновиком её многодневного рассказа.

В своей долгой жизни Лунгина оказалась причастна ко многим главным событиям и темам века. Детство нашей героини, родившейся в России, прошло во Франции, Палестине и Германии, в начале тридцатых годов она вернулась на родину (снова она увидит Европу только через пятьдесят лет). Пройдя через множество испытаний, тринадцатилетняя девочка возвратилась домой вполне зрелым человеком, привыкшим к свободе и приверженным гуманным ценностям. И, конечно, здесь ее нравственные правила, понятия о добре, зле, достоинстве человека столкнулись с прежде нигде и никогда не бывалой действительностью.

Пересказать повествование Лунгиной коротко невозможно — как любые воспоминания. Лунгина, с беспощадной зоркостью рассматривая собственное развитие с малых лет до последних дней, вовлекает зрителей в приключения души и делает внутренние события не менее увлекательными, чем внешние. Но притом рассказ Лунгиной уникален сочетанием исповедальности и масштабности, крупного и общего плана: это и портрет и фреска, потому что героиня ни на минуту не упускает из виду жизнь общую, общественную, пытаясь представить зрителям судьбу России и отчасти Европы в закончившемся веке.

Семейная драма — и судьбы русских эмигрантов “первой волны”, первая любовь — и столкновение с зарождающимся немецким фашизмом, смерть отца — и трагедии тридцать седьмого года. Быт и нравы предвоенной Москвы, аресты и казни, студенчество и профессура после “венгерских событий”, движение сопротивления, распад советской империи: вот некоторые исторические темы устного романа Лунгиной (прежде бывшие драматическими сюжетами ее собственной судьбы).

Любовь, верность, самоотверженность, предательство, трусость, смерть — вот темы, которые составляют главный сюжет ее рассказа.

Марина Цветаева, Виктор Некрасов, Давид Самойлов, Твардовский, Солженицын, Евтушенко, Хрущев, Синявский, Бродский, Астрид Линдгрен — и люди не знаменитые, но представляющие судьбы столь разных слоев общества, что всех вместе их можно назвать “русский народ”, — вот герои ее повествования, участники и друзья ее жизни.

Лунгина обладает редким даром рассказчицы, она говорит легко, просто, весело, а выходит глубоко и трогательно. Говорит не для избранных, не для всех — для каждого. Это не записные байки, как бывает; мысль и чувство рождаются на наших глазах.

Действие фильма разворачивается в Полтаве, Петербурге, Коктебеле, Тель-Авиве, Берлине, Париже, Сен-Жан де Люзе, Набережных Челнах.

Здесь заканчивается описание проекта, но нужно добавить еще несколько слов. — Главное содержание фильма невозможно передать на письме, потому что оно определяется личностью героини. Мало кому на свете достается счастье встретить таких людей. А ведь другие люди, вероятно, — самое важное в нашей жизни. По другим людям мы судим о жизни, о том, чем способен быть человек, какой может быть любовь, верность, храбрость, и правда ли то, что пишут в книжках.

Нам кажется несомненно важным, чтобы рассказ Лунгиной услышали как можно больше людей. Именно сейчас, когда уже не общество определяет, как жить человеку, но наоборот — общая жизнь зависит от того, найдет ли себя каждый отдельный человек. Именно теперь, в пору одиночества и нравственной растерянности, человеку особенно важен пример подлинно свободной личности. Мы знаем, что никуда не исчезли сотни тысяч людей, для которых он будет жизненно-важен.

Комментариев нет:

Отправить комментарий